МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СОМАТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ

Авторы

  • Турысбек Айман Кайратовна университет SDU https://orcid.org/0009-0006-3607-0811
  • Актай Гүлайхан Университет имени Адама Мицкевича

DOI:

https://doi.org/10.52269/RWEP2522268

Ключевые слова:

соматическая лексика, обучение лексике, обучение познавательной направленности, обучение антропоцентрической направленности, обучение соматической лексике познавательной направленности

Аннотация

В статье рассматриваются методы и приёмы, используемые при обучении соматической лексике казахского языка. Прежде всего, подчёркивается значение соматической лексики как средства отражения казахского мировоззрения и национального познания. В процессе исследования, легшего в основу статьи, были проанализированы научные и методические труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённые когнитивному подходу к обучению языку. Особое внимание уделено вопросам, затронутым в трудах выдающихся представителей казахского языкознания – А. Байтұрсынұлы и К. Жубанова, – связанным с когнитивными аспектами преподавания языка. Также были рассмотрены теоретические изыскания А. Нуржановой и С. Сатеновой, посвящённые соматической лексике. При разработке методики преподавания соматической лексики казахского языка авторы опирались на труды, основанные на теориях познания и когнитивно ориентированном обучении. В статье представлена система заданий, направленных на всестороннее (когнитивное, прагматическое, функциональное и др.) и эффективное освоение соматической лексики. При обучении казахскому языку акцент сделан не только на усвоение грамматических знаний, но и на формирование представления о «языковом образе мира», отражающем культуру и мировоззрение народа, его уникальность и отличие от других этносов. Человек познаёт окружающий мир через близких и знакомые ему понятия, то есть посредством переносного значения слов, связанных с названиями частей тела. Изучая употребление этих слов в переносном значении, студенты начинают глубже понимать систему ценностей казахского народа, а также его духовно-культурные ориентиры. Это подтверждает, что язык служит не только средством коммуникации и выражения мысли, но и выполняет важную функцию передачи знаний и жизненного опыта из поколения в поколение.

Биографии авторов

  • Турысбек Айман Кайратовна, университет SDU

    PhD докторант

  • Актай Гүлайхан, Университет имени Адама Мицкевича

    PhD, ассистент профессора

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-07-03