КАЗАНСКО-ТАТАРСКАЯ ТЮРКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА: СТАНОВЛЕНИЕ И ВКЛАД В НАУКУ
DOI:
https://doi.org/10.52269/RWEP2521231Ключевые слова:
тюркология, Казанская школа, научное наследие, культура, язык, национальная идентичностьАннотация
Научная статья посвящена исследованию становления и развития тюркологической науки в Казани, которая является одним из ключевых центров тюркологических исследований. В работе предпринимается попытка всесторонне проанализировать вклад казанских учёных в изучение тюркских языков, литературы, культуры и истории, акцентируя внимание на взаимодействии научных традиций и формировании национальной идентичности. В центре внимания – научные труды выдающихся представителей Казанско-татарской тюркологической школы, таких как Каюм Насыйри, В. В. Радлов, А. Н. Самойлович. Особое внимание уделено современным направлениям исследований, которые продолжают традиции, заложенные предшественниками. Авторы подчёркивают значимость казанско-татарской тюркологической школы как уникального культурно-научного феномена, оказавшего влияние на развитие тюркологии в России и за её пределами. Проведённый анализ позволил выявить исторические предпосылки формирования школы, проследить её развитие в XVIII–XX веках и оценить влияние на современное состояние тюркологической науки. Полученные выводы представляют интерес для исследователей в области гуманитарных наук и способствуют дальнейшему развитию тюркологических исследований. В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть труды известных учёных, занимавшихся изучением восточной тематики, включая тюркологическое направление. При этом исследование не ограничивается рамками Казанского университета. Отмечается, что для управления государством, населённым многочисленными тюрко-татарскими народами, а также для реализации имперской, миссионерско-русификаторской и колониальной политики, было необходимо знание языков, культуры, обычаев и истории подвластных этносов соседних стран. В этом контексте особое значение приобретает формирование и развитие Казанско-татарской тюркологической школы, ставшей важным элементом в системе отечественного востоковедения. В статье даётся комплексный анализ становления данной школы, её научных традиций и вклада в тюркологические исследования. Подчёркивается актуальность заявленной темы на современном этапе, что обусловливает необходимость её дальнейшего изучения и осмысления в рамках гуманитарных наук.