ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ IT-ПЛАТФОРМЫ
DOI:
https://doi.org/10.52269/KGTD253216Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, карьерное консультирование, обучающиеся, IT-платформа, цифровизация образования, социально-когнитивная теория карьеры (SCCT), психолого-педагогический подходАннотация
Актуальность исследования обусловлена растущими требованиями работодателей к выпускникам и сложностями профессионального самоопределения обучающихся, что требует от университетов создания инновационных систем карьерной поддержки. Цель данной статьи – формирование научно-обоснованного фундамента для проектирования современного IT-решения в области карьерного консультирования. Для достижения цели были решены следующие задачи: проведен систематический анализ фундаментальных теорий карьерного развития и выполнен сравнительный анализ существующих цифровых платформ для выявления их методологических и функциональных пробелов. Суть научного исследования заключается в междисциплинарном синтезе достижений психологии, педагогики и информационных технологий. Методология включает систематический обзор литературы и сравнительный анализ, на основе которых, с помощью метода теоретического синтеза, были сформулированы концептуальные требования к будущей системе. Основные результаты показали существенный разрыв между глубоким пониманием карьерного развития в научных теориях (в частности, в SCCT) и утилитарным, фрагментарным характером существующих IT-инструментов. Главным выводом и ключевым результатом работы стала формулировка четырех основополагающих психолого-педагогических требований к эффективной IT-платформе: опора на научно-обоснованную диагностику, динамическая персонализация траектории развития, интеграция высокоэффективных практик (менторство, проектный опыт) и создание единой поддерживающей экосистемы. Ценность и научная значимость работы заключается в операционализации сложных психологических конструктов в виде конкретных принципов для проектирования IT-систем, что создает «мост» между гуманитарными науками и EdTech. Практическое значение состоит в предоставлении четкого аналитического фундамента, который может быть использован разработчиками и университетами для создания инновационного инструмента, способного повысить осознанность, самоэффективность и конкурентоспособность выпускников.