ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛ С СОКРАЩЕННОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММОЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Авторы

  • Сейсова Асель Бекежановна Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғулана
  • Хамзина Шолпан Шапиевна Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлана
  • Хасенова Марал Торгаевна Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлана
  • Муканова Роза Жумкеновна Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлана

DOI:

https://doi.org/10.52269/22266070_2024_1_191

Ключевые слова:

образование, функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, сокращенная учебная программа, специализированные школы

Аннотация

В статье рассматривается актуальность развития функциональной грамотности обучающихся на уроках химии в рамках сокращенной программы обучения. Целью исследования заключается в  анализе процесса развития функциональной грамотности и ее составляющей естественнонаучной грамотности на уроках химии в условиях реализации сокращенных программ обучения в специализированных общеобразовательных школах Республики Казахстан. В ходе проведения исследования были изучены научные труды зарубежных и казахстанских ученых по обозначенной проблеме, на основе которых сделаны выводы о необходимости  использования потенциала деятельностной методологии.  Такая необходимость продиктована наблюдающейся трансформацией системы обучения и воспитания страны. Также в статье проведен анализ содержания нормативных документов, регламентирующих систему общего среднего образования, согласно которым учитель химии вправе самостоятельно определять количество часов, отведенных на изучение тем, что дает возможность педагогу специализированной школы решить вопрос выбора путей развития специальных компетенций обучающихся в рамках своего предмета. Были изучены требования к заданиям по оцениванию уровня естественнонаучной грамотности, в результате выявлена необходимость определения в качестве параметра компетентности-умения. В ходе исследования была выведена таблица соответствия умений (компетенций), соответствующих им заданий с описанием их характеристик. Сделан вывод  о возможности разработки заданий, которые обеспечивали бы развитие компетенций к числу которых относится: научное объяснение явлений, понимание особенностей научного исследования.

Биографии авторов

  • Сейсова Асель Бекежановна, Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғулана

    обучающаяся докторантуры PhD по специальности «Химия» высшей школы естествознания

  • Хамзина Шолпан Шапиевна, Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлана

    кандидат педагогических наук, профессор высшей школы естествознания

  • Хасенова Марал Торгаевна, Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлана

    магистр, преподаватель-эксепрт

  • Муканова Роза Жумкеновна, Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлана

    кандидат химических наук, ассоциированный профессор высшей школы естествознания

Дополнительные файлы

Опубликован

2024-04-01

Выпуск

Раздел

Педагогические науки