ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛ С СОКРАЩЕННОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММОЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2024_1_191Ключевые слова:
образование, функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, сокращенная учебная программа, специализированные школыАннотация
В статье рассматривается актуальность развития функциональной грамотности обучающихся на уроках химии в рамках сокращенной программы обучения. Целью исследования заключается в анализе процесса развития функциональной грамотности и ее составляющей естественнонаучной грамотности на уроках химии в условиях реализации сокращенных программ обучения в специализированных общеобразовательных школах Республики Казахстан. В ходе проведения исследования были изучены научные труды зарубежных и казахстанских ученых по обозначенной проблеме, на основе которых сделаны выводы о необходимости использования потенциала деятельностной методологии. Такая необходимость продиктована наблюдающейся трансформацией системы обучения и воспитания страны. Также в статье проведен анализ содержания нормативных документов, регламентирующих систему общего среднего образования, согласно которым учитель химии вправе самостоятельно определять количество часов, отведенных на изучение тем, что дает возможность педагогу специализированной школы решить вопрос выбора путей развития специальных компетенций обучающихся в рамках своего предмета. Были изучены требования к заданиям по оцениванию уровня естественнонаучной грамотности, в результате выявлена необходимость определения в качестве параметра компетентности-умения. В ходе исследования была выведена таблица соответствия умений (компетенций), соответствующих им заданий с описанием их характеристик. Сделан вывод о возможности разработки заданий, которые обеспечивали бы развитие компетенций к числу которых относится: научное объяснение явлений, понимание особенностей научного исследования.