НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2024_1_163Ключевые слова:
экологическое образование, компетенция, обучение, подготовка, кластерАннотация
В статье рассматривается проблема формирования эколого-исследовательской компетентности при подготовке учителей биологии в педагогических вузах. Новая социокультурная и экологическая ситуация в настоящее время существенно изменила роль педагога и содержание его деятельности в преодолении экологического кризиса, вывела за пределы профессиональных предметных компетенций, повысила его ответственность за результаты экологического образования молодого поколения, вызвала необходимость формирования новых профессиональных компетенций специалиста в области образования. Цели и задачи исследования – формирование эколого-исследовательских компетенций в подготовке учителей биологии путем выделения существенных недостатков традиционной системы эколого-педагогического образования, сравнительное сопоставление результатов, решение проблемы становления изучаемых компетенций через инновационную практику профессиональной подготовки будущих специалистов. Авторы использовали метод кластерного анализа при формировании эколого-исследовательских компетенций обучающихся. Решение проблемы формирования компетенций возможно как через инновационную практику профессиональной подготовки будущих специалистов, так и через средства научного обеспечения различных педагогических концепций, теорий, подходов. Анализ результатов исследования позволил выявить существенные недостатки традиционной эколого-педагогической системы образования в решении проблем развития и формирования эколого-исследовательских компетенций в период обучения в вузах. Опытно-экспериментальная проверка концепции формирования компетенций подтвердила ее основные положения и позволила определить основные условия ее успешной реализации.