НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ

Авторы

  • Орынбеков Дархан Даниярович НАО «Кызылординский университет имени Коркыт Ата»
  • Хамзина Шолпан Шапиевна НАО «Павлодарский педагогический университет имени Ә.Марғұлана»
  • Исакаев Ербол Маратович НАО «Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынұлы»
  • Тулиндинова Гульнар Каиржановна НАО «Павлодарский педагогический университет имени Ә. Марғұлан»

DOI:

https://doi.org/10.52269/22266070_2024_1_163

Ключевые слова:

экологическое образование, компетенция, обучение, подготовка, кластер

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования эколого-исследовательской компетентности при подготовке учителей биологии в педагогических вузах. Новая социокультурная и экологическая ситуация в настоящее время существенно изменила роль педагога и содержание его деятельности в преодолении экологического кризиса, вывела за пределы профессиональных предметных компетенций, повысила его ответственность за результаты экологического образования молодого поколения, вызвала необходимость формирования новых профессиональных компетенций специалиста в области образования. Цели  и  задачи исследования – формирование эколого-исследовательских компетенций в подготовке учителей биологии путем выделения существенных недостатков традиционной системы эколого-педагогического образования, сравнительное сопоставление результатов, решение проблемы становления изучаемых компетенций через инновационную практику профессиональной подготовки будущих специалистов. Авторы использовали метод кластерного анализа при формировании эколого-исследовательских компетенций обучающихся. Решение проблемы формирования компетенций возможно как через инновационную практику профессиональной подготовки будущих специалистов, так и через средства научного обеспечения различных педагогических концепций, теорий, подходов. Анализ результатов исследования позволил выявить существенные недостатки традиционной эколого-педагогической системы образования в решении проблем развития и формирования эколого-исследовательских компетенций в период обучения в вузах. Опытно-экспериментальная проверка концепции формирования компетенций подтвердила ее основные положения и позволила определить основные условия ее успешной реализации.

Биографии авторов

  • Орынбеков Дархан Даниярович, НАО «Кызылординский университет имени Коркыт Ата»

    докторант 2 курса ОП 8D01517 – «Биология» 

  • Хамзина Шолпан Шапиевна, НАО «Павлодарский педагогический университет имени Ә.Марғұлана»

    к.п.н., профессор высшей школы педагогики

  • Исакаев Ербол Маратович, НАО «Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынұлы»

     .б.н., проректор по академическим вопросам 

  • Тулиндинова Гульнар Каиржановна , НАО «Павлодарский педагогический университет имени Ә. Марғұлан»

    к.б.н., руководитель образовательной программы Биология высшей школы естествознания 

Дополнительные файлы

Опубликован

2024-10-17

Выпуск

Раздел

Педагогические науки