АСПЕКТ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы

  • Мұратқызы Мира НАО "Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы" https://orcid.org/0000-0003-4210-4716
  • Алтыбаева Акжан Бахитжановна НАО "Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы" https://orcid.org/0009-0008-2460-5801
  • Салыкова Асель Дарияновна КГУ «Гимназия имени А.М. Горького отдела образования акимата города Костаная»
  • Федакар Пынар Институт исследования изучения тюркского мира, Эгейского университета https://orcid.org/0000-0002-9624-2527

DOI:

https://doi.org/10.52269/22266070_2024_2_239

Ключевые слова:

фольклор, этнопедагогика, воспитание, обрядовый фольклор, теория и методика, цифровая технология, ассоциативный эксперимент

Аннотация

В научной статье рассматривается формирование фольклорного наследия используя этнографические данные, анализируется культурное наследие казахского народа, характеризующее национальное мировоззрение и национальный код. Рассмотрены такие вопросы, как влияние фольклорных произведений на сферы «традиционного воспитания», «народной педагогики», «этнопедагогики» и их особенности, а также роль фольклорного наследия в сохранении духовного богатства и национальных ценностей казахского народа. Проведен всесторонний обзор научных исследований в области фольклористики, были рассмотрены работы, в которых был проведен лексический, лингвистический, лексико-грамматический, стилистический анализ текстов семейного обрядового фольклора. На основе проведенных исследований определена важность повышения исторических и духовных ценностей нашего народа через фольклорные произведения, как инструмента нашей традиционной культуры и национального воспитания. Прослеживая традиции и обычаи предков, характеризуя прошлое и национальное мировоззрение, пришли к выводу, что жанр фольклора – это отрасль науки, которая развивалась и изучалась на протяжении веков и широко использована в народной педагогике. В статье проанализированы результаты ассоциативного эксперимента, проведенного в вузе в рамках дисциплины «Народная устная литература» с целью описания языковых единиц, характеризующих наше фольклорное наследие.

Основная цель – популяризация применения фольклорных произведений к национальному воспитанию, изучение необходимости преподавания фольклорных произведений, формирование теоретической и методической основы народной педагогики на примере фольклорного наследия.

Биографии авторов

  • Мұратқызы Мира , НАО "Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы"

    магистр филологии, старший преподаватель кафедры филологии и практической лингвистики

  • Алтыбаева Акжан Бахитжановна , НАО "Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы"

    магистр гуманитарных наук, старший преподаватель кафедры филологии и практической лингвистики

  • Салыкова Асель Дарияновна , КГУ «Гимназия имени А.М. Горького отдела образования акимата города Костаная»

    магистр педагогических наук, педагог-исследователь, преподаватель казахского языка и литературы

  • Федакар Пынар , Институт исследования изучения тюркского мира, Эгейского университета

    доктор филологических наук, профессор кафедры тюркского фольклора

Дополнительные файлы

Опубликован

2024-07-03

Выпуск

Раздел

Педагогические науки