КРАУДСОРСИНГ КАК ПРЕДИКТОР УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2024_2_198Ключевые слова:
краудсорсинг, компетенции, обучающиеся, работодатели, образовательные программы, прогнозированиеАннотация
В статье представлены результаты использования краудсорсинга как предиктора универсальных компетенций у будущих специалистов естественно-математического направления. Авторами рассматриваются возможности технологии краудсорсинга в различных профессиональных сферах, ее эффективность. В ходе анализа научной литературы по изучаемой проблеме делается вывод об отсутствии эмпирических исследований и теоретических знаний по использованию прогнозных возможностей краудсорсинга в образовательном сегменте. В этой связи целью исследования являлось на основе технологии краудсорсинга спрогнозировать профиль развития универсальных компетенций у будущих специалистов, обучающихся по естественно-математическим направлениям. Это позволит определить, какие именно компетенции будут наиболее востребованы в будущем и какие навыки должны быть развиты у студентов. На основе полученных данных следует корректировать текущие образовательные программы, чтобы они были ориентированы на формирование этих ключевых компетенций. Это поможет подготовить специалистов, готовых к требованиям современного рынка труда и способных успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности, даст возможность значительно расширить спектр будущей профессиональной деятельности выпускников университета, а также существенно повысит их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. Для измерения результатов краудсорсинговых прогнозов использовались методы количественно-качественный анализ, структурный анализ, t-критерий Стьюдента. Научная новизна состоит в использование краудсорсинга как предиктора в системе высшего профессионального образования, на основе которого был определен профиль развития основных универсальных компетенций у будущих специалистов естественно-математического цикла обучения, который может использоваться в качестве ориентира для разработчиков образовательных программ. Предложенный дизайн и методология применения краудсорсинга как инструмента прогнозирования могут быть адаптированы и использованы для определения будущих универсальных компетенций в различных других областях профессиональной подготовки. Этот подход поможет формировать востребованные компетенции и способствовать созданию адаптивной образовательной среды, быстро реагируя на вызовы современного мира.