ФАСИЛИТАЦИЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Баймухамбетова Ботагоз Шакировна НАО «Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова»
  • Сахариева Светлана Геннадьевна НАО «Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова»

DOI:

https://doi.org/10.52269/22266070_2024_2_79

Ключевые слова:

высшее образование, дуальное обучение, модель, реализация, субъекты, техники фасилитации, условия

Аннотация

Статья посвящена определению оптимальных условий реализации модели дуального обучения в системе высшего профессионального образования на основе технологии фасилитации. Цель исследования заключается в выявлении наилучших условий для внедрения модели дуального обучения в высшем профессиональном образовании, опираясь на технологию фасилитации. Задачи, решаемые в статье: анализ текущего состояния внедрения дуального обучения в университете; определение потребности всех участников дуального обучения (ППС, студентов, работодателей) в организации дуального обучения с использованием технологии фасилитации; установление оптимальных условий для реализации модели дуального обучения в образовательном процессе университета на основе результатов фасилитационных сессий. Для этого использовались следующие методы: SWOТ-анализ, инструменты технологии фасилитации WorldCafe и FutureSearch, контент-анализ, ранжирование, корреляционный анализ Спирмена. Результаты свидетельствуют о целесообразности применения технологии фасилитации в повышении качества дуального обучения, реализация, которой в системе высшего профессионального образования испытывает серьезные затруднения. Расчеты показали, что наиболее оптимальными условиями, учитывающие интересы и потребности всех субъектов дуального образования выступили: расширение инфраструктуры дуального обучения (создание учебных центров на предприятиях, центров компетенций в университете), повышение психолого-педагогической компетентности наставников по теории и методике производственного обучения, теории и методики воспитательной работы, психологии профессиональной деятельности и обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса в формате дуального обучения.

Выявлено, что для успешной организации и реализации дуального обучения необходимо разрабатывать и внедрять стратегии, способствующие активному вовлечению всех субъектов образовательного процесса. Научная новизна исследования состоит в использовании техник фасилитации в усовершенствовании модели дуального обучения, за счет активного эмпатического слушания и понимания требований и предложений всех субъектов дуального обучения. Полученные в ходе исследования оптимальные условия могут быть использованы в качестве ориентиров в реализации дуального обучения в системе высшего профессионального образования.

Биографии авторов

  • Баймухамбетова Ботагоз Шакировна , НАО «Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова»

    доктор философии PhD

  • Сахариева Светлана Геннадьевна, НАО «Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова»

    кандидат педагогических наук

Дополнительные файлы

Опубликован

2024-12-03

Выпуск

Раздел

Педагогические науки