ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Авторы

  • Әлмұханбет Шолпан Бақытжанқызы Южно-Казахстанский государственный университет имени Өзбекәлі Жәнібеков https://orcid.org/0009-0001-2315-282X
  • Молдабек Құлахмет Молдабекұлы Южно-Казахстанский государственный университет имени Өзбекәлі Жәнібеков
  • Мустафа Кале университет Гази
  • Есназар Асель Жаңабергенқызы Южно-Казахстанский государственный университет имени Өзбекәлі Жәнібеков

DOI:

https://doi.org/10.52269/22266070_2025_1_287

Ключевые слова:

учащиеся начальных классов, критическое мышление, визуальный метод, инновации, технология

Аннотация

Одной из задач, стоящих перед нами в системе образования, является развитие личности учащегося, у которого сформированы навыки критического мышления. Проанализировав исследования отечественных и зарубежных ученых с целью определения теоретических и методологических основ исследования, уточнили, что понятие «критическое мышление» используется в различных областях науки, является многозначным понятием. Цель статьирассмотреть наглядные методы как средство формирования критического мышления младших школьников.  Визуальные методы позволяют заранее организовать материал, представить свои идеи. Результаты исследования анализировались методами обобщения, сравнения, систематизации. Исследования проводились с сентября по декабрь 2023 года. В исследовании приняли участие учащиеся 4 «В» и 4 «Г» классов школы-лицея №23 им. З. Космодемьянской. В ходе исследования реализуются три этапа эксперимента. На этапе выявления получен первый результат навыков критического мышления учащихся с помощью диагностической методики «критическое мышление младших школьников»; на этапе формирования способы применения визуальных методов; а на контрольном этапе, с целью доказательства эффективности задач, была повторно заимствована диагностическая методика и представлен ее сравнительный результат. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что задания, проведенные в практическом классе, были эффективно организованы.

Биографии авторов

  • Әлмұханбет Шолпан Бақытжанқызы , Южно-Казахстанский государственный университет имени Өзбекәлі Жәнібеков

    PhD докторант

  • Молдабек Құлахмет Молдабекұлы , Южно-Казахстанский государственный университет имени Өзбекәлі Жәнібеков

    доктор педагогических наук, профессор

  • Мустафа Кале, университет Гази

    PhD, ассоциированный профессор

  • Есназар Асель Жаңабергенқызы , Южно-Казахстанский государственный университет имени Өзбекәлі Жәнібеков

    PhD, старший преподаватель

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-04-03

Выпуск

Раздел

Педагогические науки