МОДЕЛИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
DOI:
https://doi.org/10.52269/RWEP252291Ключевые слова:
предпрофессиональная подготовка, профессиональная ориентация, специальное образование, модели подготовки, переход школа-работа, социализация, теория самодетерминации, компетентностьАннотация
Статья посвящена сравнительному анализу моделей предпрофессиональной подготовки детей с интеллектуальными нарушениями в различных странах (США, страны ОЭСР/Еврозоны (Германия, Литва), Россия, Казахстан) с целью выявления эффективных практик и подходов для их адаптации и внедрения в национальную систему инклюзивного и специального образования. Исследование опирается на современные международные и национальные нормативные документы, научные публикации и отчёты профильных организаций (OECD, UNESCO, Eurostat и др.). Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования подходов к предпрофессиональной подготовке детей с интеллектуальными нарушениями в Казахстане с учётом мировых тенденций и локального контекста. Предпрофессиональная подготовка рассматривается как ключевой фактор успешной социализации, профессиональной ориентации и последующей интеграции данной категории обучающихся в общество и на рынок труда. В работе использованы методы анализа научной литературы, сравнительного анализа национальных систем и синтеза информации. Результаты включают описание и анализ концептуальных моделей (Гвоздева, Старобина, подходы, основанные на теории самодетерминации), анализ международного опыта с выделением ключевых законодательных актов, образовательных маршрутов, механизмов поддержки и существующих вызовов, представленный в виде сравнительной таблицы по группам стран/регионам. Особое внимание уделено ситуации в Казахстане, включая анализ текущей политики, практики и мнений заинтересованных сторон – педагогов и родителей. На основе анализа различных моделей предложена адаптированная четырехэтапная модель предпрофессиональной подготовки для детей с легкой умственной отсталостью (ЛУО) в Казахстане. В обсуждении интерпретируются результаты, сопоставляются модели, обсуждаются проблемы и формулируются рекомендации по совершенствованию системы предпрофессиональной подготовки в Казахстане.