ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Авторы

  • Жумабаева Гульшат Тогузбаевна КГУ«Детский сад-школа-интернат» для детей с особыми образовательными потребностями №2» Управления образования акимата Костанайской области
  • Смаглий Татьяна Ивановна НАО «Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы»
  • Шалгимбекова Кенжегуль Сапышевна НАО «Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы»
  • Шалгимбеков Айбек Батырханович НАО «Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы»

DOI:

https://doi.org/10.52269/22266070_2024_2_130

Ключевые слова:

подросток, формирование, социальная активность, поликультурность, поликультурная образовательная среда

Аннотация

В статье авторами рассматривается актуальность развития понятия «социальная активность» в условиях поликультурности современного образования и необходимость существования поликультурной образовательной среды в школе. Целью данного исследования является изучение проблемы формирования социальной активности подростков в поликультурной образовательной среде школы. Авторами проведен сравнительный анализ понятия «образовательная среда», в зависимости от различных методологических подходов к изучению образовательной среды. Отражены и научно обоснованы социологический, педагогический и психологический подходы к изучению данной темы. Основываясь на существующих методологических подходах и результатах многочисленных исследований, авторами представлена историография проблемы формирования социальной активности подростков в поликультурной образовательной среде, выявлены четыре периода. Проведение историко-педагогического анализа позволило авторам показать эволюцию проблемы формирования социальной активности подростков в поликультурной образовательной среде школы, тем самым определить направление дальнейшего исследования и практической работы в данной области. Выделены ключевые характеристики и компоненты основных понятий. Отмечено наличие значительного количества авторских трактовок дефиниции «социальная активность», установлено, что общим в исследованиях феномена социальной активности является наличие целенаправленного, осознаваемого, мотивированного воздействия личности на социум.

Биографии авторов

  • Жумабаева Гульшат Тогузбаевна, КГУ«Детский сад-школа-интернат» для детей с особыми образовательными потребностями №2» Управления образования акимата Костанайской области

    магистр дефектологии, директор 

  • Смаглий Татьяна Ивановна , НАО «Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы»

    кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры педагогики, психологии и специального образования

  • Шалгимбекова Кенжегуль Сапышевна, НАО «Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы»

    канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и специального образования

  • Шалгимбеков Айбек Батырханович, НАО «Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы»

    кандидат исторических наук, и.о. ассоциированного профессора кафедры истории Казахстана

Дополнительные файлы

Опубликован

2024-07-03

Выпуск

Раздел

Педагогические науки