ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МАРКЕР ПРОЯВЛЕНИЯ КИБЕРБУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2024_3_245Ключевые слова:
психологическое здоровье, кибербуллинг, вербальная агрессия, виртуальное общение, психолингвистический маркер, речевое поведение, школьникиАннотация
В статье представлены результаты пcихолингвистического анализа сетевого общения среди школьников. Интернет-общение представляет собой важную составляющую коммуникаций современного мира. Взаимодействуя с окружающими, школьники вступает в различные социальные отношения, как в реальном, так и в виртуальном пространстве, в рамках которого происходит формирование системы ценностей, осознание собственного места в структуре социальных и межличностных отношений, а также, конфликты, недопонимание, расхождение взглядов, проявление негативизма, агрессии, конфронтации. Как правило, деструктивное коммуникативное поведение в виртуальном пространстве выражается в постинге нецензурной лексики, провокационного контента манипулятивного, пропагандирующего характера, а также оскорбительных сообщений, направленных на ущемление личности других пользователей. Актуальность исследования связана с необходимостью выявления и предотвращения распространения агрессивного
поведения школьников в сети Интернет, назревшей необходимостью создания благоприятного климата в киберпространстве и безопасной образовательной среды.
Эмпирические данные, полученные в результате исследования, позволили выделить психолингвистический маркер кибербуллинга для изучения его влияния на социализацию подростков; освещены вопросы укрепления психологического здоровья школьников как фактора профилактики кибербуллинга.
Авторы статьи считают, что обобщенные результаты данного исследования могут послужить ориентирами для разработки эффективной системы профилактики киберугроз в сетевой социализации школьников.