НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСВЕРСАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Авторы

  • Асылбекова Марзия Пазыловна Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Санатбай Перизат Айбеккызы Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Батанасова Бакытгул Ергаликызы Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.52269/KGTD253236

Ключевые слова:

трансверсальные навыки, навыки ХХІ века, пригодные для работы навыки, исследовательские проекты, сравнительный контент-анализ

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития трансверсальных навыков в процессе профессиональной подготовки будущих учителей в системе высшего педагогического образования Казахстана. Цель исследования – на основе сравнительного анализа зарубежных научных проектов выявить структуру, содержание и методы оценки трансверсальных навыков, а также определить пути их эффективного развития в контексте отечественной образовательной системы, опираясь на результаты эмпирического исследования. Методология исследования основывалась на смешанном подходе, объединяющем теоретические и эмпирические методы. На теоретическом уровне был проведён контент-анализ содержания международных проектов и рамок компетенций (ATS2020, VISKA, TRANSMOD и др.). Эмпирический этап включал проведение экспериментального исследования с участием 150 студентов двух вузов. Полученные результаты позволили оценить уровень сформированности трансверсальных навыков, выявить особенности и факторы их развития, а также предложить методические рекомендации по их внедрению в образовательный процесс. Диагностика охватывала такие навыки, как информационная грамотность, критическое и творческое мышление, коммуникативные способности. Результаты исследования уточняют теоретические и прикладные основания интеграции трансверсальных компетенций в структуру профессиональной подготовки. Полученные данные могут стать основой для принятия стратегических решений, направленных на повышение качества подготовки педагогических кадров и обновление содержания образования.

Биографии авторов

  • Асылбекова Марзия Пазыловна, Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева

    кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор

  • Санатбай Перизат Айбеккызы, Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева

    PhD докторант

  • Батанасова Бакытгул Ергаликызы, Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева

    PhD докторант

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-10-03