ВОЗДЕЙСТВИЕ АРТ-ТЕРАПИИ PCEAT НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2025_1_352Ключевые слова:
студенты, психическое здоровье, арт-терапия, личностно-ориентированная экспрессивная арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, психоэмоциональные переменные, психолого-педагогическое исследованиеАннотация
В представленном международном исследовании рассматривается результативность личностно-ориентированной экспрессивной арт-терапии (PCEAT) и когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), а именно, насколько эффективно данные виды терапии способствуют снижению уровня депрессии, тревожности и стресса (выступающих в качестве исследуемых переменных) у студентов. Исследуя возможные преимущества внедрения PCEAT в учебный процесс в качестве программы адаптации, данная экспериментальная работа призвана минимизировать нарушения психического здоровья, а также дополнить недостаточные сведения о стресс-протекции студентов в первые годы обучения. Были выдвинуты гипотезы о влиянии двух видов терапий на исследуемые психоэмоциональные переменные. Участников – студентов двух университетов (казахстанского университета им. Ш. Уалиханова и Омского государственного педагогического университета) распределили на две равные группы по 30 человек, одна группа участвовала в КПТ-терапии, а другая – в арт-терапии PCEAT. Для оценки терапевтического эффекта до и после вмешательства применяли тест DASS-21, обладающий высокой валидностью. Статистический анализ производили в программной среде R. По результатам исследования установлено, что терапия PCEAT демонстрировала более выраженный эффект в снижении уровня тревожности и стресса по сравнению с методикой КПТ. Однако в отношении уровня депрессии оба подхода оказались относительно малоэффективными. Полученные результаты подчёркивают потенциал арт-терапии PCEAT в качестве эффективного инструмента для улучшения психоэмоционального состояния студентов, особенно в контексте преодоления тревожных состояний и стрессоров. Представленные данные имеют ключевое значение для разработки и внедрения программ психологической поддержки студентов, направленных на улучшение их общего психологического благополучия.