ВНЕДРЕНИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Авторы

  • Валиева Альфинур Казбековна Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан
  • Сағатбекқызы Жансұлу Астана международный университет
  • Шавалиева Зульфия Шавалиевна Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан
  • Матаев Берик Айтбаевич Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан https://orcid.org/0000-0002-0610-5108

DOI:

https://doi.org/10.52269/22266070_2025_1_322

Ключевые слова:

STEM-образование, проектная деятельность, школьное образование, STEM-проект, STEM-компетенции, технические дисциплины

Аннотация

Анализ литературы по исследуемой теме раскрыл основные понятия и положения, показал преимущества и недостатки STEM-образования через проектную деятельность и создал основу для формирования целостного представления о том, как эффективно реализовать проектную деятельность в рамках STEM-образования в современной школе. В ходе анкетирования учащихся 9-х классов (52 человека) были выявлены их интересы, предпочтения, определен уровень сформированности STEM-компетенций, а также опыт и предпочтения в области проектной деятельности. На основе полученных результатов была разработана программа «STEM-проект» для 9-го класса, направленная на развитие STEM и проектных компетенций. Экспериментальная часть исследования включала в себя диагностику исходных знаний и умений, проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием разработанной программы, итоговую диагностику и последующий анализ всех результатов, в объеме экспериментальной и контрольной группы. В целом экспериментальная часть исследования показала, насколько эффективно может быть использована проектная деятельность в STEM-образовании, а сравнительный анализ результатов дал ценную информацию для совершенствования образовательных программ с использованием проектной деятельности. Разработаны рекомендации по расширению использования STEM-образования в школьном образовании, за пределы исключительно проектной деятельности и предложено интегрировать их с гуманитарными дисциплинами, используя развитие междисциплинарного подхода и наиболее приоритетных социально-значимых компетенций.

Биографии авторов

  • Валиева Альфинур Казбековна , Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан

    магистр педагогических наук, преподаватель высшей школы педагогики

  • Сағатбекқызы Жансұлу, Астана международный университет

    PhD, старший преподаватель высшей школы педагогики

  • Шавалиева Зульфия Шавалиевна , Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан

    кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор высшей школы педагогики

  • Матаев Берик Айтбаевич , Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан

    PhD, ассоциированный профессор высшей школы педагогики

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-04-03

Выпуск

Раздел

Педагогические науки