КОДЕКС ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВА
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2025_1_419Ключевые слова:
кодекс цифровой этики, университетское онлайн-сообщество, цифровая трансформация образования, сетевая коммуникативная культура, цифровой этикет, этические принципыАннотация
В статье представлено исследование феномена кодекса цифровой этики в контексте функционирования университетского онлайн-сообщества. Осуществлен анализ международных нормативных документов, регламентирующих этические принципы в цифровой среде, с акцентом на «Ethically Aligned Design», «Ethics Guidelines for Trustworthy AI» и корпоративные принципы искусственного интеллекта ведущих технологических компаний. Проведена концептуализация эволюции этической мысли через призму фундаментальных работ Н. Винера, Дж. Вейценбаума и Л. Флориди, заложивших теоретико-методологический базис современной цифровой этики. На основе компаративного анализа опыта нормативного регулирования цифровой этики в России и Казахстане аргументирована необходимость имплементации кодекса цифровой этики в университетскую среду. Разработана трехкомпонентная методологическая модель кодекса, интегрирующая аксиологический, деонтологический и праксиологический аспекты, направленная на формирование устойчивой сетевой коммуникативной культуры академического сообщества. Исследование вносит значительный вклад в развитие теоретических основ цифровой этики и предлагает практические рекомендации по внедрению этических норм в цифровую образовательную среду. Результаты работы могут быть использованы при разработке локальных нормативных актов высших учебных заведений и совершенствовании механизмов регулирования онлайн-коммуникации в академической среде.