МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Авторы

  • Жусип Эльмира Мунарбековна Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • Альмухамбетов Берикжан Айткулович Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • Гювен Мехмет Университет Гази

DOI:

https://doi.org/10.52269/KGTD2532152

Ключевые слова:

саморегуляция, дифференцированное обучение, педагогические стратегии, индивидуальный подход, учебная мотивация, проектная деятельность, образовательный процесс, методические рекомендации

Аннотация

Статья посвящена исследованию методов формирования навыков саморегуляции у младших школьников через дифференцированное обучение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития у детей способности к осознанному управлению учебной деятельностью, что является ключевым фактором успешного обучения, формирования самостоятельности и адаптации к требованиям современной образовательной среды. Саморегуляция способствует эффективному планированию времени, преодолению учебных трудностей и повышению мотивации, что особенно важно в младшем школьном возрасте. В работе представлены теоретические и практические аспекты реализации дифференцированного подхода, с акцентом на учёт индивидуальных особенностей младших школьников. Рассмотрены такие факторы, как уровень познавательной активности, темп усвоения материала, учебная мотивация и эмоциональная готовность к выполнению заданий. Особое внимание уделено внедрению педагогических методов, направленных на развитие навыков целеполагания, самоконтроля, рефлексии и самооценки. Исследование проводилось с использованием комплексного методологического подхода, включающего наблюдение, тестирование, анкетирование и экспериментальные программы. Выявлено, что применение дифференцированных заданий, проектной деятельности и интерактивных методов значительно повышает учебную мотивацию, вовлечённость школьников и их академическую успеваемость. Экспериментальные результаты демонстрируют, что адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся позволяет не только улучшить текущие образовательные результаты, но и развить у детей метапознавательные способности, необходимые для самостоятельного решения сложных задач. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов начальной школы по интеграции методов дифференцированного обучения, направленных на эффективное развитие навыков саморегуляции. Эти рекомендации помогут создать благоприятные условия для повышения мотивации, вовлечённости и самостоятельности младших школьников, что способствует их успешной адаптации к дальнейшему обучению.

Биографии авторов

  • Жусип Эльмира Мунарбековна, Казахский национальный педагогический университет имени Абая

    магистрант педагогических наук, старший преподаватель

  • Альмухамбетов Берикжан Айткулович, Казахский национальный педагогический университет имени Абая

    доктор педагогических наук, профессор

  • Гювен Мехмет, Университет Гази

    доктор образования, профессор

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-10-03