ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ И РИСКИ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ИДЕЙ
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2022_2_95Ключевые слова:
социальные сети, медиапотребление, критичность восприятия информации, радикализация молодежиАннотация
Статья раскрывает актуальную проблему распространения экстремистских идей среди молодежи через социальные сети. Целью работы стало изучение связи особенностей медиапотребления студентов с их оценкой встречаемости экстремистских идей. Методологической базой исследования выступил междисциплинарный подход к изучению онлайн-радикализации молодежи. Для сбора эмпирических данных использовался онлайн опрос, в котором приняли участие 1950 студентов 1-5 курса государственных ВУЗов России. Все вопросы, кроме вопроса об использовании социальных сетей, были построены на основе шкалы Р. Лайкерта. Для математической обработки результатов исследования использовались: факторный и корреляционный анализы, а также D-критерий Сомерса. В ходе исследования было установлено, что социальные сети являются фактором распространения радикальных идей. Причем участие в одних сообществах позволяет снизить риск радикализации, а в других повысить его. На уровень распространения экстремистских идей также оказывают влияние критичность в отношении получаемой информации и уровень доверия к различным источникам информации. Научная новизна исследования заключается в получении новых данных о том, как факт использования различных социальных сетей связан с риском столкновения с радикальными идеями и призывами к противоправным действиям. Полученные данные представляют интерес для широкого круга специалистов: педагогов, психологов, социологов и т.д. Они могут использоваться при разработке профилактических и коррекционных программ.