ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО СОЗНАНИЯ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы

  • Бейсенбекова Гульмира Бекиновна НАО Карагандинский университет им. академика Е.А.Букетова
  • Карманова Жанат Алпысовна НАО Карагандинский университет им. академика Е.А.Букетова
  • Шкутина Лариса Арнольдовна НАО Карагандинский университет им. академика Е.А.Букетова
  • Демисенова Шнар Сапаровна НАО Костанайский региональный университет имени А.Байтурсынова

DOI:

https://doi.org/10.52269/22266070_2023_3_184

Ключевые слова:

нравственность, нравственная культура, рефлексия, рефлексивное сознание, самосознание

Аннотация

Данная статья направлена на анализ понятия "рефлексия"," рефлексивное сознание", "самосознание", "нравственность", "нравственная культура". Проведен анализ научных и педагоги­ческих работ, посвященных проблемам формирования данного термина. Дается информация о формировании и развитии рефлексии у детей дошкольного возраста. Авторы, опираясь на мнения ученых, описывают место, которое рефлексия занимает в личностном развитии ребенка как важнейшее психологическое новообразование. Развитие особой способности к самопознанию начинается в раннем возрасте, то есть говорят, что оно связано с механизмом формирования этой рефлексии у детей дошкольного возраста. Нравственная культура ребенка может формироваться в зависимости от основы нравственного воспитания и служить основой его существования. Рефлексия как процесс, направленный на внутреннюю структуру человека, помогает понять, оценить, переоценить, изменить его собственные действия. Рефлексивное сознание – это также осознание своего внутреннего мира и осознание своего собственного состояния. Также, раскрываются компоненты нравственной рефлексии как одного из путей формирования у ребенка признаков нравственной культуры. Актуальность темы заключается в анализе влияния рефлексивного сознания на развитие нравственной культуры дошкольников с теоретико-практической точки зрения.

Биографии авторов

  • Бейсенбекова Гульмира Бекиновна, НАО Карагандинский университет им. академика Е.А.Букетова

    кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры дошкольной и психолого-педагогической подготовки

  • Карманова Жанат Алпысовна, НАО Карагандинский университет им. академика Е.А.Букетова

    доктор педагогической наук, доцент, профессор кафедры дошкольной и психолого-педагогической подготовки

  • Шкутина Лариса Арнольдовна, НАО Карагандинский университет им. академика Е.А.Букетова

    доктор педагогической наук, профессор, профессор кафедры дошкольной и психолого-педагогической подготовки

  • Демисенова Шнар Сапаровна, НАО Костанайский региональный университет имени А.Байтурсынова

    кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры педагогики и психологии

Дополнительные файлы

Опубликован

2024-01-29

Выпуск

Раздел

Педагогические науки