ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАНИИ
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2024_3_226Ключевые слова:
специальный педагог, подготовка специалистов, компетентность, профессиональный стандарт, инклюзивное образованиеАннотация
В статье рассматриваются вопросы модернизации подготовки специальных педагогов для работы в условиях инклюзивного образования. Широкое распространение инклюзивного образования обусловило необходимость переориентирования традиционной дефектоориентированной подготовки на предстоящую профессиональную деятельность в общеобразовательных детских садах и школах в качестве главного специалиста, организующего психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями и ответственного за их интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников. Авторами анализируются зарубежные и отече-ственные научные подходы к определению профессиональных компетенции специального педа-гога для работы в условиях инклюзивного образования. Авторами доказывается необходимость совершенствования компетенций специальных педагогов в условиях образовательного инклюзивного процесса. Развитие у педагогов инклюзивно ориентированных профессиональных и личностных компетенций в значительной степени зависит успешность включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный педагогический процесс. На основании проведенного эмпирического исследования разработаны и предложены некоторые педагогические рекомендации по модернизации подготовки специальных педагогов для работы в условиях инклюзивного образования. Указанные выше преобразования закономерно повлекли за собой изменение требований к педагогам, организующим, координирующим и ответственным за успешность инклюзивного обучения.