ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ДОСТУПНЫХ ФОРМ ПОМОЩИ

Авторы

  • Кандалина Елена Михайловна Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы https://orcid.org/0000-0002-7896-4876
  • Зырянова Наталья Сергеевна Казахстанская ассоциация преподавателей английского языка https://orcid.org/0009-0007-3105-8001
  • Головчун Алефтина Анатольевна Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана
  • Кабышева Мария Олеговна Казахский национальный женский педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.52269/RWEP2522120

Ключевые слова:

непрерывное профессиональное развитие (НПР), учителя английского языка, потребности учителей, формат обучения, профессиональный рост

Аннотация

В данном исследовании рассматриваются ключевые элементы непрерывного профессионального развития (НПР) учителей английского языка в Казахстане с акцентом на поддержку, в которой они нуждаются и фактически получают для своего профессионального роста. Данные были собраны у 560 учителей с использованием количественного анкетирования, охватывающего их предпочтительные направления и форматы НПР, а также восприятие эффективности существующих программ. Целью исследования является выявление расхождений между профессиональными потребностями учителей и институциональной поддержкой с целью выработки обоснованных рекомендаций по совершенствованию систем НПР. Результаты показывают, что учителя придают наибольшее значение интеграции технологий (62,5%), развитию коммуникативных навыков у учащихся (59,3%) и мотивационным стратегиям (44,3%), тогда как действующие программы НПР часто не соответствуют этим приоритетам. Несмотря на то, что большинство опрошенных предпочитают очные формы обучения (67,7%), в реальности чаще доступны онлайн-курсы (50,7%). Выявлен также разрыв в наставничестве: 28,9% учителей не взаимодействуют с районными методистами, несмотря на их важную роль. Тем не менее, 90,3% участников отметили положительное влияние НПР при его качественной организации и практической направленности. Исследование вносит вклад в педагогическую науку, устанавливая связь между потребностями учителей и практиками поддержки, и подчеркивает необходимость контекстно-ориентированного, практико-ориентированного подхода к НПР. Практические рекомендации включают разработку локальных политик, развитие системы наставничества и разнообразие форматов обучения для повышения качества преподавания и учебных результатов.

Биографии авторов

  • Кандалина Елена Михайловна, Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы

    кандидат педагогических наук, и.о. ассистента профессора кафедры иностранной филологии

  • Зырянова Наталья Сергеевна, Казахстанская ассоциация преподавателей английского языка

    бакалавр педагогики, магистр экономики и бизнес-администрирования, вице-президент Казахстанской ассоциации преподавателей английского языка (KazAELT)

  • Головчун Алефтина Анатольевна, Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана

    кандидат педагогических наук, профессор кафедры Методики иноязычного образования

  • Кабышева Мария Олеговна, Казахский национальный женский педагогический университет

    магистр педагогических наук, директор департамента разработки академических программ и обеспечения качества

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-07-03