ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОПОЕЗДА С ДЕМПФИРУЮЩИМ ТЯГОВО-СЦЕПНЫМ УСТРОЙСТВОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯСТВЕННЫХ РАБОТ
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2025_1_181Ключевые слова:
автопоезд, тягово-сцепное устройство, динамическое воздействие, тяговое сопротивление, скорость движенияАннотация
В научной статье рассмотрены методы и средства, которые могут уменьшить влияние колебаний прицепа на грузовой автомобиль. Обоснована актуальность проведение исследования, направленного на увеличение результативности демпфирующего тягово-сцепного механизма, которое смягчает рывки в составе автомобильного состава. Представлена схема нового демпфирующего тягово-сцепного механизма, и описан метод определения его характеристик и оборудование для проведения экспериментов по измерению сопротивления, а также средней скорости передвижения автомобильного состава в соответствии с ГОСТ 22576-90. В статье представлены результаты теоретических исследований, на основании которых определены рациональные значения жесткости витой пружины kпр=700-1100 Н/мм и ширины демпфирующего элемента Sд=0,065-0,08 м тягово-сцепного механизма. Результаты исследовательских испытаний показали, что при использовании разработанного демпфирующего тягово-сцепного механизма обеспечивается снижение тягового сопротивления прицепа на 15,4%, а его применение в составе автопоезда КамАЗ-5320 и прицеп КамАЗ-8560-82-02 обеспечивает рост средней скорости передвижения на 8,1%, при этом наибольший рост средней скорости передвижения автомобильного состава до 10% отмечается при увеличении расстояния перевозок до 35 км. Полученные результаты исследований могут использоваться при эксплуатации автомобильных составов во всевозможных дорожных условиях с целью увеличения их технико-эксплуатационных характеристик.