ФОРСАЙТ-ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
DOI:
https://doi.org/10.52269/Ключевые слова:
тренды в образовании, образовательная программа, soft skills, профессионально-исследовательская культура, подготовка будущего учителяАннотация
Статья посвящена форсайт-планированию развития soft skills («мягких навыков») в профессионально-исследовательской культуре будущего учителя. В условиях быстро меняющегося образовательного пространства и цифровых трансформаций становится очевидным, что помимо профессиональных знаний, учителям необходимо развивать широкий спектр «мягких» навыков, таких как эмоциональный интеллект, креативность, коммуникативные способности и критическое мышление. В статье рассмотрены тенденции, которые будут определять требования к будущим педагогам, и предложены методы форсайт-планирования для прогнозирования необходимых компетенций. Особое внимание уделяется формированию исследовательской культуры у будущих учителей, что позволяет им адаптироваться к новым вызовам образовательной среды. Эксперимент включал исследование корпуса студентов колледжа и вуза педагогических специальностей (ЧУ «Колледж ЗЕРЕК» и НАО «КРУ им. Ахмет Байтұрсынұлы») с целью выявления имеющегося уровня развития мягких навыков и дальнейшего совершенствования программы форсайт-планирования развития soft skills в профессионально-исследовательской культуре будущего учителя. Авторы подчеркивают важность интеграции этих навыков в систему педагогической подготовки, чтобы обеспечить успешную профессиональную деятельность учителей в условиях будущего. Также рассматриваются возможные подходы к внедрению инновационных методов обучения и поддержки учителей в процессе их профессионального роста. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для оптимизации образовательных программ, направленных на развитие у будущих педагогов необходимых для успешной профессиональной деятельности soft skills.