НАЙДЁНОВ ИВАН ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ – ДИРЕКТОР КУСТАНАЙСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА

Авторы

  • Легкий Дмитрий Максимович Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы https://orcid.org/0000-0001-6959-0166
  • Турежанова София Абдугалиевна Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы
  • Нурушева Гульмира Келдыбаевна Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы
  • Саметова Гульмира Сейтбековна Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы

DOI:

https://doi.org/10.52269/KGTD2532290

Ключевые слова:

Казахская ССР, Кустанайский учительский институт, педагогика, сталинизм, учитель

Аннотация

Статья раскрывает основные вехи в биографии члена Союза писателей Казахской ССР, участника Великой Отечественной войны Ивана Пантелеймоновича Найдёнова – одной из заметных фигур в системе народного образования Казахстана середины XX века. Актуальность исследования определяется необходимостью всестороннего изучения роли фронтовиков и представителей интеллигенции в развитии педагогического образования и формировании кадрового потенциала в условиях «позднего сталинизма». Методологическая основа работы включает историко-биографический метод, анализ архивных документов и материалов личного происхождения, мемуарные свидетельства, сопоставление с новейшей исследовательской литературой. Такой комплексный подход позволил объективно оценить как личную судьбу исследуемого, так и социально-политический контекст его деятельности. Основные результаты исследования показывают, что деятельность Найдёнова отражала ключевые процессы формирования советской номенклатуры и противоречия кадровой политики в условиях послевоенного восстановления. Особая роль принадлежала фронтовикам, чьи авторитет и опыт способствовали воспитанию молодежи в духе патриотизма и гражданской ответственности. Научная новизна и значимость работы заключаются в том, что впервые предметом отдельного анализа становится фигура Найдёнова в системе образования Казахстана, что расширяет представления об истории региональных образовательных институтов. Практическая ценность исследования состоит в возможности использования полученных результатов при подготовке курсов по истории педагогики, регионоведению и при разработке образовательных программ, направленных на формирование гражданских и патриотических ценностей у студентов.

Биографии авторов

  • Легкий Дмитрий Максимович, Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы

    доктор исторических наук, профессор, кафедра социально-гуманитарных дисциплин

  • Турежанова София Абдугалиевна, Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы

    кандидат исторических наук, ассистент профессора кафедры социально-гуманитарных дисциплин

  • Нурушева Гульмира Келдыбаевна, Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы

    доктор PhD, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин

  • Саметова Гульмира Сейтбековна, Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы

    доктор PhD, ассистент профессора социально-гуманитарных дисциплин

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-10-03