НАЙДЁНОВ ИВАН ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ – ДИРЕКТОР КУСТАНАЙСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
DOI:
https://doi.org/10.52269/KGTD2532290Ключевые слова:
Казахская ССР, Кустанайский учительский институт, педагогика, сталинизм, учительАннотация
Статья раскрывает основные вехи в биографии члена Союза писателей Казахской ССР, участника Великой Отечественной войны Ивана Пантелеймоновича Найдёнова – одной из заметных фигур в системе народного образования Казахстана середины XX века. Актуальность исследования определяется необходимостью всестороннего изучения роли фронтовиков и представителей интеллигенции в развитии педагогического образования и формировании кадрового потенциала в условиях «позднего сталинизма». Методологическая основа работы включает историко-биографический метод, анализ архивных документов и материалов личного происхождения, мемуарные свидетельства, сопоставление с новейшей исследовательской литературой. Такой комплексный подход позволил объективно оценить как личную судьбу исследуемого, так и социально-политический контекст его деятельности. Основные результаты исследования показывают, что деятельность Найдёнова отражала ключевые процессы формирования советской номенклатуры и противоречия кадровой политики в условиях послевоенного восстановления. Особая роль принадлежала фронтовикам, чьи авторитет и опыт способствовали воспитанию молодежи в духе патриотизма и гражданской ответственности. Научная новизна и значимость работы заключаются в том, что впервые предметом отдельного анализа становится фигура Найдёнова в системе образования Казахстана, что расширяет представления об истории региональных образовательных институтов. Практическая ценность исследования состоит в возможности использования полученных результатов при подготовке курсов по истории педагогики, регионоведению и при разработке образовательных программ, направленных на формирование гражданских и патриотических ценностей у студентов.