ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТЮРКОВ О ВЫСШИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ В XXI ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ БАШКИРСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ КУБАИРОВ)
DOI:
https://doi.org/10.52269/KGTD2532315Ключевые слова:
этнопедагогика, дидактические кубаиры, нравственные ценности, башкирский фольклор, традицииАннотация
В условиях усиливающихся глобализационных процессов и постепенной утраты национальных традиций всё больше внимания уделяется возвращению к истокам — проверенным временем формам воспитания, сохранившимся в народной памяти. В этом контексте башкирские дидактические кубаиры представляют собой ценнейший источник духовно-нравственных ориентиров и могут рассматриваться как действенный инструмент этнопедагогики. В башкирском фольклоре содержатся назидательные наставления, отражающие представления о моральных нормах, идеалах поведения и духовной культуре народа.
Цель исследования — выявление воспитательного и аксиологического потенциала дидактических кубаиров и обоснование возможности их применения в современной этнопедагогике. В рамках работы решались задачи анализа структуры и содержания кубаиров, их типологизации, а также выявления ключевых ценностей, транслируемых через жанровую форму.
В исследовании использовались методы семантического, структурно-сюжетного и аксиологического анализа. Анализ произведений показал, что кубаиры эффективно выполняют функцию передачи традиционных нравственных ценностей и общественно значимых ориентиров. Они выступают своеобразными "устными кодексами чести" или "памятками жизни", выраженными в поэтической форме.
Научная ценность данного исследования состоит в переосмыслении башкирских кубаиров как важного инструмента народной педагогики, способного выполнять функции нравственного воспитания и обучения. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при создании образовательных и этнокультурных программ, а также при формировании у подрастающего поколения чувства национальной принадлежности к своей культуре и уважения к родным традициям. Проведённое исследование способствует сохранению и актуализации духовного наследия башкирского народа, открывая новые возможности для интеграции фольклорных форм в современную образовательную среду.