ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Авторы

  • Жунусова Русангуль Айтмагамбетовна Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан https://orcid.org/0000-0003-3345-2372
  • Сейтханова Айнур Куспековна Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан https://orcid.org/0000-0002-6667-4548
  • Дахин Александр Николаевич Новосибирский Государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0003-1474-3895

DOI:

https://doi.org/10.52269/RWEP2522100

Ключевые слова:

диагностика, будущий учитель физики, исследовательская деятельность, исследовательские компетенции, формирование компетентности, методы обучения физике

Аннотация

В статье изложены результаты исследования проблемы подготовки студентов-физиков к исследовательскому обучению. В ней дается поэтапный план формирования исследовательских умений и навыков будущих педагогов в процессе обучения в ВУЗе. Статья содержит большой объем эмпирических данных, которые обработаны при помощи методов математической статистики. Актуальностью темы исследования является проблема развития исследовательских способностей будущих учителей, подготовка их к организации исследовательской деятельности со школьниками. Это не представляется возможным без формирования исследовательских умений будущего учителя, которые выступают важным показателем его профессионального уровня, так как учитель в первую очередь должен уметь руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников и при этом знать общие закономерностей исследовательской деятельности. Основными признаками сформированности исследовательских умений у будущих учителей должны, по нашему мнению, стать умения ориентироваться в учебных ситуациях; строить план исследования; организации и проведения творческих поурочных и домашних исследовательских заданий; повышение уровня знаний у учащихся по физике и формирование исследовательских навыков. Это не просто овладение знаниями, а развитие умений самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, делать выводы и анализировать результаты. Исследование проводилось на базе Павлодарского педагогического университета имени Әлкей Марғұлан.

Биографии авторов

  • Жунусова Русангуль Айтмагамбетовна, Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан

    PhD докторант, старший преподаватель высшей школы естествознания

  • Сейтханова Айнур Куспековна, Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан

    PhD, ассоцированный профессор высшей школы естествознания

  • Дахин Александр Николаевич, Новосибирский Государственный педагогический университет

    доктор педагогических наук, профессор

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-07-03