ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2024_4_293Ключевые слова:
естественнонаучная функциональная грамотность, малокомплектная школа, педагогические условия, профессиональная компетентность учителя, образовательные технологииАннотация
В статье рассмотрены особенности педагогического процесса в условиях малокомплектной школы для формирования функциональной естественнонаучной грамотности учащихся. Функциональность в естественнонаучной грамотности личности позиционируется как способность оперировать естественнонаучными знаниями в реальных ситуациях. Проанализированы особенности образовательного процесса в малокомплектной школе, роль педагогической и предметной свободы ориентации педагога-естественника в решении задач инициирования и дальнейшего наращивания свободы практического оперирования знаниями и навыками его учеников. Современная школа центрирует ученика во всех направлениях своей деятельности. Побуждающая мотивационная среда является развивающей для самостоятельности мышления. Выявлено влияние созданных педагогических условий на уроках предметов естественнонаучного направления и во внеурочной деятельности на успешное формирование функциональной естественнонаучной грамотности. Конкретизируются требования к педагогическим условиям образовательной среды: профессиональной готовности педагогов, межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Авторами обозначены актуальные проблемы педагогических условий для формирования естественнонаучной грамотности учащихся в малокомплектной современной школе, когда стремительно меняются воздействующие факторы внешней и внутренней среды. А также рассмотрены условия малокомплектных школ, в которых для эффективности необходимо реализовывать как основные, так и дополнительные образовательные программы естественнонаучного цикла.