РАЗВИТИЕ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭЛЕМЕНТАМ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2024_2_72Ключевые слова:
аналитико-синтетическая деятельность, мыслительная операция, критическое мышление, система учебных задач, математика, школьникиАннотация
Актуальность исследовательской работы связана с освоением учащимися методов мыслительной деятельности, умственных операций, интегративная совместимость которых проявляется как аналитико-синтетическая деятельность, развитие культуры мышления, повышение его продуктивности.
Исходя из исследований педагогов-психологов, развитие аналитико-синтетической деятельности в учебном процессе рассматривается как сочетание аналитических и синтезирующих процессов, а также осознанное освоение операций анализа, синтеза и обобщения, что является показателем критического мышления. Мыслительные операции и действия, базирующиеся на них, представляют собой процессуальную сторону мышления, поскольку они служат обобщенными методами решения познавательных задач. Знания, полученные в результате аналитико-синтетической деятельности, являются качественными. У учащихся формируются навыки активного и самостоятельного познавательного процесса. Когнитивные действия, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстракция, составляют аналитико-синтетические действия.
При изучении курса математики в школе элементов высшей математики затрудняется изучение абстрактности учебного материала, сложной логической структуры в их определении. Многие педагоги не считали метод изложения правильным, пропагандировали принципы образованности и активности. Учащиеся писали, что готовая истина должна быть отвергнута, а сама истина должна быть раскрыта в процессе решения задач прикладной направленности. Решение задач прикладной направленности способствует формированию и развитию аналитико-синтетической деятельности.