РАЗВИТИЕ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭЛЕМЕНТАМ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

Авторы

  • Токанов Мансур Маратович НАО «Жетысуский университет им. И.Жансугурова» https://orcid.org/0000-0003-3679-5485
  • Абдолдинова Гульсим Тулегеновна Казахский университет технологии и бизнеса
  • Ожибаева Замзагуль Манаповна НАО «Кокшетауский университет имени Шокана Уалиханова»
  • Ибраева С.Н. НАО «Жетысуский университет им. И. Жансугурова»

DOI:

https://doi.org/10.52269/22266070_2024_2_72

Ключевые слова:

аналитико-синтетическая деятельность, мыслительная операция, критическое мышление, система учебных задач, математика, школьники

Аннотация

Актуальность исследовательской работы связана с освоением учащимися методов мысли­тельной деятельности, умственных операций, интегративная совместимость которых проявля­ется как аналитико-синтетическая деятельность, развитие культуры мышления, повышение его продуктивности.

Исходя из исследований педагогов-психологов, развитие аналитико-синтетической дея­тельности в учебном процессе рассматривается как сочетание аналитических и синтезирующих процессов, а также осознанное освоение операций анализа, синтеза и обобщения, что является показателем критического мышления. Мыслительные операции и действия, базирующиеся на них, представляют собой процессуальную сторону мышления, поскольку они служат обобщенными методами решения познавательных задач. Знания, полученные в результате аналитико-синте­тической деятельности, являются качественными. У учащихся формируются навыки активного и самостоятельного познавательного процесса. Когнитивные действия, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстракция, составляют аналитико-синтетические действия.

При изучении курса математики в школе элементов высшей математики затрудняется изучение абстрактности учебного материала, сложной логической структуры в их определении. Многие педагоги не считали метод изложения правильным, пропагандировали принципы образо­ванности и активности. Учащиеся писали, что готовая истина должна быть отвергнута, а сама истина должна быть раскрыта в процессе решения задач прикладной направленности. Решение задач прикладной направленности способствует формированию и развитию аналитико-синте­тической деятельности.

Биографии авторов

  • Токанов Мансур Маратович, НАО «Жетысуский университет им. И.Жансугурова»

    докторант ОП «Математика»

  • Абдолдинова Гульсим Тулегеновна, Казахский университет технологии и бизнеса

    к.п.н., доцент кафедры «Информационные технологии»

  • Ожибаева Замзагуль Манаповна, НАО «Кокшетауский университет имени Шокана Уалиханова»

    докторант ОП «Обучение математике в STEM»

  • Ибраева С.Н. , НАО «Жетысуский университет им. И. Жансугурова»

    к.п.н., преподаватель-лектор кафедры образовательных программ физика-математика

Дополнительные файлы

Опубликован

2024-06-29

Выпуск

Раздел

Педагогические науки