ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Авторы

  • Людмила Токарская ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
  • Анна Трубицына Новосибирский государственный университет
  • Екатерина Бутакова МАОУ Гимназия № 37
  • Анастасия Джултаева Екатеринбург

Ключевые слова:

жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, матери, расстройства аутистического спектра

Аннотация

В статье рассматриваются результаты двух исследований, направленных на изучение жизнестойкости и других личностных особенностей матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В первом – проводилось сравнение жизнестойкости ма-
терей, воспитывающих детей с РАС, и матерей, воспитывающих детей без особенностей развития, на общей выборке из 36 испытуемых. Были использованы: модифицированный тест жизнестойкости Мадди; опросник «Стиль саморегуляции поведения – 98»; опросник «Совладания со
стрессом» К. Карвера, М. Шейера, Дж. Вейнтрауба; пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» Р. МакКрае и П. Коста. Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь между компонентами жизнестойкости и совладающего поведения у матерей, воспитывающих детей с РАС. В этой группе была выявлена прямая корреляция между таким компонентом жизне-
стойкости, как «принятие риска», и стратегией совладающего поведения «позитивное переформулирование и личностный рост», т.е. они принимают ситуацию и за счет этого пытаются переосмыслить ее в позитивном ключе. Во втором исследовании приняли участие 14 матерей,
воспитывающих детей с РАС и применялись: тест Айзенка (EPI), методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан) и авторский опросник. При этом, у 36 % матерей выявлен средний уровень экстраверсии, т.е. представления о том, что
родители, воспитывающие детей с РАС более «закрыты» и интровертированы, в нашем исследовании не подтвердились. Матери, в основном, достаточно адекватно оценивают свое состояние и личностные качества, как и здоровье своих детей, однако их беспокоит ситуация взаимоотно-
шений ребенка со сверстниками. В целом, работа показала, что в семьях, воспитывающих детей с РАС, необходимо разви-
вать адаптационные механизмы.

Биографии авторов

  • Людмила Токарская , ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

    В статье рассматриваются результаты двух исследований, направленных на изучение жизнестойкости и других личностных особенностей матерей, воспитывающих детей с расстрой ствами аутистического спектра (РАС). В первом – проводилось сравнение жизнестойкости матерей, воспитывающих детей с РАС, и матерей, воспитывающих детей без особенностей раз-
    вития, на общей выборке из 36 испытуемых. Были использованы: модифицированный тест жизнестойкости Мадди; опросник «Стиль саморегуляции поведения – 98»; опросник «Совладания со стрессом» К. Карвера, М. Шейера, Дж. Вейнтрауба; пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» Р. МакКрае и П. Коста. Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь между компонентами жизнестойкости и совладающего поведения у матерей, воспитывающих детей с РАС. В этой группе была выявлена прямая корреляция между таким компонентом жизнестойкости, как «принятие риска», и стратегией совладающего поведения «позитивное переформулирование и личностный рост», т.е. они принимают ситуацию и за счет этого пытаются переосмыслить ее в позитивном ключе. Во втором исследовании приняли участие 14 матерей, воспитывающих детей с РАС и применялись: тест Айзенка (EPI), методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан) и авторский опросник. При этом, у 36 % матерей выявлен средний уровень экстраверсии, т.е. представления о том, что родители, воспитывающие детей с РАС более «закрыты» и интровертированы, в нашем исследовании не подтвердились. Матери, в основном, достаточно адекватно оценивают свое состояние и личностные качества, как и здоровье своих детей, однако их беспокоит ситуация взаимоотношений ребенка со сверстниками.
    В целом, работа показала, что в семьях, воспитывающих детей с РАС, необходимо развивать адаптационные механизмы.

  • Анна Трубицына , Новосибирский государственный университет

    ведущий научный сотрудник Междисциплинарного центра прикладного анализа поведения Института медицины и психологии Новосибирского государственного университета, г.Новосибирск, Российская Федерация

  • Екатерина Бутакова, МАОУ Гимназия № 37

    педагог-психолог МАОУ Гимназия № 37, г. Екатеринбург, Российская Федерация

  • Анастасия Джултаева , Екатеринбург

    психолог; г. Екатеринбург, Российская Федерация

Опубликован

2022-03-28

Выпуск

Раздел

Педагогические науки