ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ У ШКОЛЬНИКОВ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ 21-ГО ВЕКА
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2024_4_270Ключевые слова:
мыслительные способности, математическая грамотность, практико-ориентированная задача, когнитивный метод обучения, деятельностный метод обучения, математическое рассуждениеАннотация
В предлагаемой статье приведены результаты экспериментальных данных, посредством которых было выявлено, что у учителей трудности возникали чаще всего: при составлении заданий к практико-ориентированным задачам в контексте программной концепции PISA-2021; при установлении соответствия между алгоритмом решения практико-ориентированных задач и мышлением 21 века. Содержательный и сравнительный анализы научных работ позволили сделать заключение о недостаточной разработанности методологической базы для составления учебных задач в контексте формирования и развития у школьников навыков 21-го века. Для решения этой проблемы в статье предлагается когнитивный и деятельностный методы обучения, метод редукции данной задачи к оценочно-обучающим заданиям в контексте экзаменационных заданий PISA. Рассмотрена проблема выявления учителями влияния этапов решения задач на развитие математических рассуждений учащихся. В работе разработаны задачи, иллюстрирующие методику применения когнитивно-деятельностных подходов обучения, которые способствовали бы развитию математических рассуждений у школьников. Применение такой методики в обучении предполагает создание проблемной ситуации, самостоятельное решение заданий, интерпретации решения поставленной задачи. Предложенный способ проектирования заданий к проблемным ситуациям может быть эффективно использован при составлении учебников нового поколения в Республике Казахстан.