ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2024_4_263Ключевые слова:
робототехника, образовательные роботы, робототехника в образовании, вычислительное мышление, инновационные инструменты, современные технологии образования, IT-технологииАннотация
Имеется ряд гипотез о том, что образовательные роботы позитивно влияют на освоение учащимися образовательных программ, мотивацию к обучению. Однако подобные утверждения должны базироваться на эмпирических данных, ввиду чего главной целью настоящего мета-аналитического исследования было ответить на следующий исследовательский вопрос: какова совокупная средняя величина влияния образовательных робототехнических вмешательств на когнитивные результаты учащихся начальных классов после тестирования по сравнению с условиями, не связанными с робототехникой? Авторами произведён поиск и отбор релевантных научных статей, по результатам которого в окончательный мета-анализ включено 8 работ, опубликованных с 2018 по 2022 годы. Было рассчитано стандартизированное среднее различие в виде Hedge's g для каждого исследования, учитывая размеры групп, средние значения постэкспериментальных показателей и стандартные отклонения. Это позволило сравнить размеры эффектов для стандартного обучения и образовательной робототехники. Также была проанализирована предвзятость публикаций. Воронкообразная диаграмма, тест Эггера (p = 0,104), а также тест Бегга и Мазумдара (p = 0,805) указывают на отсутствие предвзятости публикаций, включённых в мета-анализ. Согласно результатам мета-анализа, средневзвешенный эффект обучения с использованием роботов по сравнению с традиционным обучением можно интерпретировать как умеренный (Hedge’s g = 0,64, 95% ДИ [0,44; 0,84]). Полученные нами результаты имеют практические последствия, предоставляя заинтересованным лицам, таким как учителя и школьные администраторы, взвешенные доказательства эффективности деятельности, основанной на роботах, что впоследствии поможет им принимать обоснованные решения о том, вкладывать ресурсы в данный метод обучения или нет.