ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
DOI:
https://doi.org/10.52269/22266070_2023_4_132Ключевые слова:
исследовательская культура, будущий учитель, , метакомпетенция, педагогическое прогнозирование, педагогическая инноватикаАннотация
В статье раскрываются компоненты системы формирования исследовательской культуры будущего учителя с точки зрения метакомпетентностного подхода: целевой, аксиологический, операциональный и рефлексивный компоненты. Экспериментальная работа организована на базе колледжа «Зерек» (г.Костанай) и НАО «Костанайский региональный университет имени Ахмета Байтұрсынұлы». ЭГ 1 составляют студенты 3-4 курса колледжа специальности «Педагогика и методика преподавания языка и литературы основного среднего образования» (41 студент) и ЭГ 2 – студенты 3-4 курса университета (43 студента) специальности «Иностранный язык: два иностранных языка». В рамках внедрения системы был апробирован спецкурс «Педагогическая инноватика» (72 ч.), направленный на формирование исследовательской культуры будущего учителя с акцентом на метакомпетенции (педагогическое прогнозирование, междисциплинарность исследований в педагогике, партисипативно-цифровые компетенции по совместному созданию инновационного образовательного контента). Эмпирические данные свидетельствуют о повышении уровня сформированности исследовательской культуры в экспериментальных группах с различным эффектом: преобладание повышения уровня аксиологического и рефлексивного компонентов в ЭГ 2 и операционального – в ЭГ 1. Полученные результаты и выводы объясняют различную степень начальной теоретической подготовки будущих учителей в аспекте исследовательской культуры и формировании трех выделенных метакомпетенций.