ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО, МЕЖКУЛЬТУРНОГО, МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ОТНОШЕНИЯ К ИНКЛЮЗИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Авторы

  • Мурзатаева Алтынай Канатовна Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан https://orcid.org/0000-0002-7350-4352
  • Жанатова Гульмира Амангалиевна Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан
  • Алибаева Жулдыз Еркиновна Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан
  • Таженова Гульнар Батырбаевна Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан

DOI:

https://doi.org/10.52269/RWEP2522168

Ключевые слова:

межэтническое взаимодействие, межкультурное взаимодействие, социокультурное развитие, взаимодействие, взаимопонимание, профессиональная подготовка, толерантность, инклюзивная среда, ценности

Аннотация

В статье представлены результаты исследования межэтнического, межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, а также отношения к инклюзии среди студентов Высшей школы педагогики Павлодарского педагогического университета имени Әлкей Марғұлан. Идея исследования заключается в выявлении актуальных тенденций формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в условиях современного образовательного пространства. Актуальность исследования проявляется в примененииподбора методик, сочетающих количественные и качественные методы исследования, что позволяет получить репрезентативные данные о динамике социальных установок. Результаты демонстрируют особенности этнокультурной и религиозной идентичности студентов, их установки в отношении межэтнического взаимодействия и степень принятия инклюзивных ценностей в образовательной среде. Полученные данные могут быть использованы для разработки программ по укреплению межкультурной коммуникации, формированию инклюзивной компетентности будущих учителей и совершенствованию образовательной политики в многонациональном обществе.  Проведенное исследование является одним примером деятельности в формировании ценностных качеств у студентов педагогических специальностей, влияющих на готовность к профессиональной деятельности в инклюзивной и мультикультурной среде. Полученные результаты демонстрируют необходимость внедрения специальных образовательных модулей и тренинговых программ, направленных на развитие этнокультурной сензитивности и  инклюзивных компетенций.

 

Биографии авторов

  • Мурзатаева Алтынай Канатовна, Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан

    магистр психологических наук, преподаватель-эксперт Высшей школы педагогики

  • Жанатова Гульмира Амангалиевна, Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан

    PhD, преподаватель-эксперт Высшей школы педагогики

  • Алибаева Жулдыз Еркиновна, Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан

    PhD, преподаватель-исследователь Высшей школы педагогики

  • Таженова Гульнар Батырбаевна, Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан

    магистр педагогических наук, преподаватель-эксперт Высшей школы педагогики

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-07-03