ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОРА ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Авторы

  • Абдиркенова Акбидаш Капановна Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы
  • Молдабекова Сандугаш Кайрхановна Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова
  • Стукаленко Нина Михайловна Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова
  • Сыздыкова Баян Рамазановна Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова

DOI:

https://doi.org/10.52269/22266070_2024_4_256

Ключевые слова:

психологическая культура , детско-родительские отношения , психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение

Аннотация

В статье представлены результаты исследования актуальной проблемы современной педагогики, имеющие теоретическую и практическую значимость для психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях ранней профилизации. Проведен анализ сущностной характеристики термина «психологическая культура личности» в контексте исследуемой проблемы. Целью педагогического эксперимента в рамках исследования являлось повышения уровня психологической культуры родителей как важного фактора влияния на личность учащихся для эффективной поддержки детей при выборе будущего профессионального пути. Результаты проведенного исследования позволили выявить влияние психологической культуры родителей на детско-родительские отношения и личность учащихся в период их профессионального самоопределения. В статье описано содержание экспериментальной работы и подробная диагностика показателей психологической культуры родителей. Разработанный и апробированный авторами онлайн курс позволил добиться положительной динамики показателей психологической культуры родителей, что во многом способствовало продуктивному взаимодействию родителей и детей, улучшению психологического климата в семье и осознанному профессиональному самоопределению учащихся. В ходе исследования для достижения поставленных задач использовался целый комплекс исследовательских методов: теоретических, эмпирических и статистических. При диагностике параметров психологической культуры родителей использована методика О.И. Мотова. Применение полного комплекса исследовательских методов и соответствующей методики способствовало достижению цели исследования с научной организацией экспериментальной работы. Все полученные результаты обобщены и представлены в основных выводах исследования.

Биографии авторов

  • Абдиркенова Акбидаш Капановна, Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы

    доктор PhD, и.о. ассоциированного профессора кафедры педагогики, психологии и специального образования

  • Молдабекова Сандугаш Кайрхановна, Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова

    доктор PhD, ассоциированный профессор кафедры Педагогики и психологии

  • Стукаленко Нина Михайловна, Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова

    доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики и психологии

  • Сыздыкова Баян Рамазановна, Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова

    сеньор-лектор кафедры педагогики и психологии

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-01-10

Выпуск

Раздел

Педагогические науки